Штукатурки терразитовые и сграффито

Материалы

Терразитовые штукатурки
Терразит доставляют на стройку в виде готовой сухой цветной смеси, которую на месте работ затворяют водой. Цвет и фактура терразита такая же, как у песчаника или туфа, но с блеском, который достигается введением слюды. Вяжущим веществом в терразитовых штукатурках является известь-пушонка с добавкой 20…30% цемента. В качестве заполнителя применяют мраморную крошку и кварцевый песок. Для окраски терразита вводят пигменты, а иногда только цветную минеральную муку (мраморную, каменную, гранитную).

Выпускаемые терразитные смеси разделяют по номерам или по буквам: № 1, или М (мелкозернистая), с зернами заполнителя величиной 1…2 мм, № 2, или С (среднезернистая), с зернами заполнители 2…4 мм и № 3, или К (крупнозернистая) с зернами заполнителя 4…6 мм. Таким образом, при использовании смеси № 1 получается мелкая фактура, № 2 — средняя и № 3 — крупная.

Терразитовые растворы наносить несколько труднее, чем известково-песчаные, так как первые приготовляют в большинстве случаев с крупной крошкой. Иногда терразитовый раствор делают жидким и наносят на поверхности в 3…4 слоя штукатурной лопаткой с сокола, имеющего бортики.

Нанесение терразитовых растворов
Прежде всего наносят обрызг, и после того как он схватится (через 1…1,5 часа) начинают наносить грунт. Назначение обрызга сводится к тому, чтобы создать необходимую шероховатость поверхности для удержания на ней жесткого раствора грунта.

В зависимости от крупности терразита и толщины слоя терразитовой штукатурки, грунт наносит в два или три слоя. Нанесенный грунт хорошо разравнивают и уплотняют с помощью полутерка или правила. Если на поверхности грунта окажутся раковины, то их замазывают. В том случае, когда на поверхности имеется много мелких раковин, производят накрывку и хорошо ее разравнивают.

После схватывания нанесенного слоя терразитовой штукатурки ее затирают. Затирка в большинстве случаев необходима тогда, когда оштукатуривание произведено мелким терразитом и обработка будет производиться циклями с мелкими зубьями. Затирка должна производиться весьма осторожно и в то же время достаточно быстро. Это необходимо потому, что входящая в состав раствора известь-пушонка начинает растираться и на поверхности образуются белые пятна, портящие вид штукатурки.

После схватывания раствора, на что требуется 3…6 и более часов, приступают к циклевке.

Циклевка терразита
Время циклевки терразита играет большую роль в получении высококачественной отделки. Циклевку надо начинать тогда, когда при легком нажиме на циклю поверхность терразитовой штукатурки начинает осыпаться, мраморная крошка и песок начинают выпадать из общей массы штукатурного слоя образуя шероховатую поверхность. Если циклевку начать раньше, то раствор будет сминаться и прилипать к цикле. Такая циклевка только испортит вид обрабатываемой поверхности. Если же штукатурка передержана, пересохла то циклевать будет тяжелее и производительность труда понизится.

При циклевке терразита фактура зависит от крупности зубьев в цикле и гвоздей в щетке, а также от крупности заполнителей — зерен песка и мраморной крошки.

При циклевке работающий держит циклю, в зависимости от ее размеров, одной или двумя руками и водит ею по поверхности штукатурки. Сильно нажимать на циклю не рекомендуется; она должна двигаться плавно, без рывков. Циклевка производится так: к поверхности штукатурки приставляют циклю, слегка на нее нажимают и ведут по штукатурке. Цикля своими зубцами впивается в поверхность и снимает затертую планку, создавая шероховатую поверхность и обнажая скрытую под верхней пленкой слюду или стекло, которые начинают искриться. Циклевать нужно в одном направлении, иначе на поверхности остаются как бы пятна, портящие вид штукатурки (это особенно заметно в солнечные дни). Лучше всего производить циклевку по правилу; в этом случае получаются ровные полосы, циклеванная поверхность напоминает фактуру под шубу.

После обработки все поверхности обметают от пыли веником или жесткой волосяной щеткой.

Доски после циклевки поверхности немедленно убирают от стен, чтобы предохранить поверхность штукатурки от брызг воды, раствора и т. д. Это делается при всех фактурах и растворах.

Во время циклевания поверхностей по затвердевшей штукатурке выделяется пыль, поэтому работать надо в защитных очках.

Отделка терразитом без циклевки
Нанесение терразита, его разравнивание полутерком, затирка и циклевка описанным выше способом отнимают много времени. Существует упрощенный способ нанесения и обработки терразита.

Сухая смесь терразита приготовляется по обычному способу. Для грунта, кроме обычной смеси, приготовляют цветную сухую смесь такого же цвета, как терразит.

Поверхности подготовляют, как обычно: делают провешивание, устраивают марки и маяки из сложного раствора.

После обрызга наносят серый грунт такой толщины, чтобы он не доходил до маяков на 5…7 мм. На свежий серый грунт наносят цветной грунт до плоскости маяков, разравнивая его правилом или полутерком. Это делается для того, чтобы под накрывкой оказалась поверхность того же цвета, не просвечивающая из-под накрывки.

Вслед за цветным грунтом при помощи веника наносится набрызгом сметанообразная накрывка. Толщина слоя накрывки 5…7 мм. Набрызг нужно наносить очень тщательно, равномерными слоями, без пропусков, чтобы на поверхности не получилось утолщений и бугров. Сцепление накрывочного слоя с грунтом получается очень хорошее, так как крупные частицы накрывки вдавливаются в свежий грунт.

После подсыхания накрывки всю поверхность выравнивают ребром полутрека или правила, отбивают сильно выступающие и слабодержащиеся частицы, крошки. Затем обметают поверхность мягким веником, сметая пыль и обнажая из-под нее слюду. Получается хорошая, как бы циклеванная поверхность декоративной штукатурки.

Потребность в терразите при оштукатуривании по данному способу уменьшается на 25%.

Штукатурка сграффито
Сграффито — итальянское слово: в переводе на русский язык это значит «выцарапанный». Выцарапыванием одноцветных или многоцветных рисунков создается художественная отделка зданий. Сграффито обычно называют резьбой по штукатурке. Верхний тонкий слой штукатурки процарапывается до обнажения нижнего слоя, отличающегося по цвету. В результате получается силуэтный декоративный рисунок от примитивного орнамента до сложной художественной композиции.

Для штукатурки сграффито применяются те же материалы, что и для обычной цветной известково-песчаной штукатурки, но более высокого качества. Известь нужно отобрать из лучших белых кусков высококачественной жирной кипелки. Небольшие добавки портландцемента применяются в растворах для штукатурки сграффито весьма редко, ввиду того, что при мелкорельефном сграффито краска лучше всего закрепляется на известковой штукатурке, а также из-за того, что от добавки цемента штукатурка быстрее схватывается и сокращается время для выцарапывания. Пески применяются кварцевые белые или мраморные, с зернами крупностью до 1 мм. Песок нужно хорошо промывать водой. Если верхний слой штукатурки должен иметь тонкую пленку, то употребляют не песок, а мраморную муку — пыль, раствор которой наносится кистью. Краски берут минеральные, щелочеустоичивые, интенсивные, не выгорающие на солнце. Краску желательно сначала смешивать с известью, а затем окрашенное известковое тесто протереть через частое сито.

Примерные составы штукатурных растворов сграффито (в объемных частях)
Коричневый
Известковое тесто 1
Портландцемент 0,3
Песок белый 3,5
Охра золотистая 0,3
Умбра 0,1
Белый
Известковое тесто 1
Песок белый 3,5
Охра 0,2
Синий
Известковое тесто 1
Песок белый 3
Ультрамарин 0,3
Розовый
Известковое тесто 1
Песок белый 2,5
Кирпич молотый 0,3
Красный
Известковое тесто 1
Песок белый 3
Мумие 0,4

Количество краски определяется цветом и тоном раствора. Так как стоимость штукатурки сграффито довольно высока и штукатурка этого вида трудно поддается ремонту, то поверхности для штукатурки сграффито подготавливают очень тщательно — насекают, очищают и хорошо смачивают водой. Грунт наносят по ранее устроенным маякам и из того раствора, которым оштукатуривается весь фасад; поверхность грунта хорошо нацарапывают бороздками.

Накрывочные слои наносят по ранее смоченному грунту обычным порядком, лопаткой с сокола. Накрывку хорошо разравнивают и тщательно уплотняют во избежание пустот в штукатурке. Общая толщина слоев штукатурки сграффито должна быть равна общей толщине накрывочного слоя штукатурки на данном фасаде. Нижний цветной слой накрывки обычно делают толщиной в 7…8 мм, а второй цветной слой (а если нужно и третий) в 2…3 мм. Иногда третий слой наносят не с лопатки, а с кисти, окрашивая поверхность по сырому слою жидким раствором или известковой краской. Обычная толщина слоя такой окраски от 0,5 до 1 мм. Сграффито обычно делают в три-четыре тона, а остальные цвета подкрашивают по сырому слою методом фресковой живописи.

В качестве примера укажем порядок нанесения трехслойной штукатурки сграффито. Первый слой, например черный, наносится на грунт и гладко разравнивается полутерком; после подсыхания его (через 30…40 минут в зависимости от погоды) наносят второй слой, красный, а когда он подсохнет — третий слой, желтый. Последний слой из числа нанесенных с лопатки обязательно хорошо затирают, даже в том случае, если на него будут накладывать еще слои с кисти. Верхний слой, нанесенный с кисти, лучше всего хорошо загладить лопаткой или кельмой. Как правило, с лопатки наносят не более трех слоев, остальные слои наносят с кисти.

Обычный способ сграффито
Выцарапывание рисунка производится по влажной мягкой штукатурке, в течение 5…6 часов после ее нанесения. На пересохшей штукатурке почти невозможно соскоблить нужный слой. Поэтому накрывочные слои наносят в таком количестве, чтобы их можно было обработать за указанное время.

Для выцарапывания рисунка нужен специальный набор инструментов: несколько резцов разной формы для обрезания кромок рисунка, несколько скоблилок, которыми снимается слой раствора.

Чтобы облегчить вычерчивание рисунка, применяют трафарет, изготовляемый из картона или плотной бумаги. На картон наносят рисунок и контуры его накалывают булавкой или каким-либо другим острием. Расстояние между отверстиями должно быть не более 5 мм, кривые контуры накалываются чаще. Для прочности трафарет пропитывают олифой.

Трафарет укрепляют на поверхности и припорошивают тампоном, в который насыпан мел или сухая краска, заметная на верхнем слое штукатурки. Тампоном ударяют по трафарету, краска проходит через отверстия, отчего получается рисунок на штукатурке; затем трафарет перевешивают на другое е повторяются те же операции. Такой способ нанесения рисунка называется переводом по припороху. По контурам рисунка вырезают резцом узкую борозду; резец держат при этом и правой руке под углом 60° к поверхности штукатурки. После обрезки всего контура оставшийся раствор снимают с помощью скоблилки. Глубина среза раствора зависит от того, какой слой раствора имеет нужный для рисунка цвет. Срезку и соскабливание раствора надо производить осторожно, чтобы не сделать рваных кромок. Вырезанным рисункам обычно придают песчано-шероховатую фактуру. После выцарапывания всю поверхность обметают мягкой кисточкой.

При мелкорельефном сграффито на нижний подкладочный слой наносится не штукатурная накрывка, а обычная известковая или водная двух-трехкратная покраска по сырой штукатурке. Выцарапанный при этом рисунок имеет тонкий и нежный рельеф.

Уход за сграффито состоит в следующем: поверхность хорошо прочищают жесткой щеткой, а если при этом рисунок не очищается, то накопившуюся грязь слегка соскабливают скоблилками; большие поверхности можно прочищать также шкуркой, обернутой на деревянную чурку.

В случае реставрации ремонтировать сграффито следует не отдельными местами, а полностью весь рисунок. Цвета растворов при этом подбирают так, чтобы после высыхания растворов они точно совпадали со старыми, и ремонтированные места не выделялись.

Имитация сграффито
Имитация сграффито может выполняться на поверхности штукатурки как лепка, в виде выпуклого рисунка, или иметь вид вдавленного рисунка. Рисунки того и другого вида выполняются не по трафарету, а при помощи специальных шаблонов, изготовляемых на месте работ.

В зависимости от толщины слоев рисунка, шаблоны изготовляются из различной толщины картона, фанеры. При выпуклом рисунке первый шаблон должен быть самый большой, второй меньше первого, третий еще меньше и т. д. При углубленном рисунке — наоборот: первый шаблон меньше, второй больше и т. д. Для прочности шаблоны олифят и высушивают.

Предположим, что нужно изготовить шаблон для рисунка. На куске фанеры вычерчивают контур и тщательно вырезают ее тонкой пилкой (лобзиком). Получится кусок фанеры с просветом — форма и лекало. Форма применяется для выпуклого рисунка сграффито, а лекало — для углубленного рисунка. Так как один шаблон, дает только однослойное сграффито, то для двухслойного надо изготовить второй шаблон, который должен быть больше или меньше первого. Изготовляют второй шаблон большего размера со срезанными на лоск кромками, чтобы легче было снимать лекало и форму с раствора. Для набивки выпуклого рисунка, во-первых, на отделанной штукатурке устанавливают форму. В форму набрасывают того или иного цвета раствор, выравнивают его по плоскости формы и затирают; после снятия формы на поверхности остается нужный рисунок цвета раствора. Затем устанавливают на многограннике форму с точным совпадением центров. Набрасывают в форму раствор другого цвета, выравнивают его по плоскости формы, затирают и снимают форму. Далее берут лекало с вырезанным изображением и прикладывают его к изготовленному изображению, затем заполняют изображение раствором, зачищают и снимают лекало. Получается выпуклый рисунок трехцветного сграффито. Дефекты, которые могут получиться на кромках рисунка, следует исправить.

Формы и лекала рекомендуется смазывать какой-либо смазкой для лучшего отставания от раствора.

Как уж было сказано, имитацию сграффито можно выполнять всеми растворами и придавать рисунку любую фактуру. При нанесении раствора совершенно не приходится опасаться попадания раствора за линию рисунка, так как формы и лекала плотно прилегают к поверхности штукатурки. Их можно прибить гвоздями или «приморозить» по краям алебастром.

Сграффито по трафарету
Этим способом можно выполнять любое многоцветное сграффито.

Для трафаретов берут плотный картон, на который наносят контуры рисунков. Затем с помощью острого ножа производят вырезку рисунка трафарета. Вырезав трафарет, его хорошо пропитывают олифой и просушивают. Если трафарет при сушке поведет, то его кладут под фанеру и прижимают ее грузом.

Раствор приготовляют из тех же материалов, что и для обычного сграффито, но только более жирный. Консистенция раствора должна быть сметанообразной.

На подготовленную поверхность наносят основной цветной слой раствора и хорошо затирают его. Затем на только что нанесенный и слегка схватившийся раствор накладывают трафарет, смачивают в растворе жесткую щетинную кисть и выполняют рисунок, т. е. производят набивку рисунка по трафарету.

Для получения однородного по густоте раствора его следует периодически перемешивать. Таким образом, накладывая трафареты один на другой, можно получить любой рисунок сграффито. После выполнения рисунка потеки раствора зачищают и подправляют кромки рисунка.