Элементы французского классицизма в современном ландшафтном дизайне

Ландшафт

Регулярный стиль (стиль французского классицизма) в ландшафтном дизайне восходит к истокам эпохи Возрождения и тесно связан с развитием науки и культуры и формированием нового гуманистического мировоззрения. Строго выверенные геометрические формы, симметричная планировка и точное расположение каждой детали планировочной композиции сада отвечали духу нового времени.

В Западной Европе XV-XVI вв. изменения в обществе происходили по всем направлениям, что оказало существенное влияние на рост городов, усиление роли светских сооружений и планирование городских территорий. Значительный экономический рост и накопленный капитал способствовал строительству загородных вилл и садов, где особая роль отводилась садово-парковому искусству. Знаменитые итальянские виллы середины XVI в. являлись великолепным образцом единства и гармонии дворцово-парковых ансамблей и стали примером для подражания в других европейских странах.

Увлечение ландшафтным искусством и создание уникальных светских садов сформировало к XVII в. новый стиль барокко, основными отличительными признаками которого можно назвать роскошь и демонстрацию богатства. Вошли в моду садовые театры — выложенные из камня полукруглые стены со встроенными статуями, где организовывались театральные представления для гостей. В садах Италии устраивали «зелёные комнаты», соединённые зелёными аллеями с дворцом и составлявшие с ним нередко единое целое. В средиземноморском климате такие сооружения позволяли создать исключительно комфортные условия и увеличить время нахождения на свежем воздухе. Сады формировались по законам геометрии и имели осевое построение, где на пересечении аллей и дорожек размещались композиционные элементы – фонтаны и партеры, по периметру высаженные плотно деревья и кустарники формировали чёткие линии и визуально закрывали пространство. Размещение в садах большого количества различных скульптур, механических изобретений того времени, а также организация просветительских вечеров подчёркивали образованность владельца и отражали его богатство и статус в обществе.

Идеи просветительства и трансформации человеком природы, свойственные стилю барокко, распространяются по Европе, адаптируясь к ландшафтам конкретной страны. В Голландии, благодаря мягкому климату и продолжительным дождям, сформировались барочные сады с живыми изгородями и зелёными беседками, создававшими атмосферу уюта и уединённости. К середине XVII в. в стране широко распространяется мода на луковичные растения: тюльпаны, нарциссы и гиацинты становятся неотъемлемой значимой частью голландских садов, привлекая внимание посетителя к благоухающим ароматам и ярким природным краскам.

Во Франции стиль итальянского барокко претерпел некоторые изменения из-за местных природных условий. Если в Италии широко использовались особенности рельефа – террасы, высокие подпорные стены, лестницы, то французский ландшафт отличался равнинным рельефом и плодородными почвами. Итальянские каскадные фонтаны и каналы превратились здесь в водные партеры и декоративные бассейны со спокойной гладью воды. Обширные территории во владении французской аристократии позволили раздвинуть границы камерных итальянских садов и ко второй половине XVII в. послужили началом для формирования нового стиля оформления ландшафта – французского классицизма, главным отличительным признаком которого стали регулярные сады и парки.

Развитие французского классицизма пришлось на время правления Людовика XIV. Ландшафтное искусство, живопись и архитектура – все было подчинено прославлению августейшего монарха. Идея возвеличивания короля воплощалась в грандиозных проектах того времени: к примеру, площадь Версаля достигала 1738 га (для сравнения площадь парка Во-ле-Виконт составляла 100 га). Знаменитый ландшафтный архитектор короля Андре Ленотр проектирует Версальский парк, назначая точкой отсчёта дворец монарха, от которого начинается сквозная ось всего сооружения, уходящая в бесконечность и подчиняющая строгой симметрии весь дворцово-парковый ансамбль. Интересен также и приём зонирования пространства – вблизи дворца преобладают малые архитектурные формы, цветочные и водные партеры, а по мере удаления от него появляются кенконсы и боскеты, сменяемые лесопарковой частью, переходящей во внешнее природное окружение, что подчёркивало грандиозные масштабы парка.

Отличительным признаком оформления французских регулярных садов является использование в партере, разделённом на участки правильной формы, декоративных газонов — так называемых королевских ковров, высадка вечнозелёных растений для создания бордюров и топиаров – фигурно подстриженных форм зелёной архитектуры, а также обустройство цветников. Зелёные комнаты, живые изгороди и боскеты, радиально-лучевые аллеи – все строго симметрично и разделено на функциональные зоны, каждая из которых несёт в себе некоторую интригу.

Оформление регулярных садов в современных условиях одновременно и сложная, и интересная задача, при решении которой используется свойства конкретного природного ландшафта. Особая роль отводится зонированию пространства, где участки с различным функциональным назначением могут быть визуально отделены живыми изгородями, выполненными из растений, легко поддающихся стрижке — самшита (Búxus), кизильника блестящего (Cotoneáster lucídus), тиса ягодного (Taxus), бирючины обыкновенной (Ligústrum), барбариса обыкновенного (Berberis vulgaris). Выделить уединённые зоны отдыха позволят зелёные комнаты, а укрыть от летнего зноя и посторонних глаз помогут берсо — галереи, выполненные из растений, закреплённых на арочных опорах.

Топиары – фигурно выстриженные вечнозелёные кустарники, являются неотъемлемой частью регулярных садов и позволяют в полной мере воплотить искусство садовника. Эффектные объёмные зелёные шары акцентируют внимание на определённых участках, часто их используют для оформления входной зоны в дом или в одиночных посадках. Шарообразные кустарники средних и малых размеров позволяют сгладить переходы дорожек и подчеркнуть направление движения: воплотить идею помогут растения с шарообразной формой кроны – ель канадская (Picea glauca Alberta Globe), туя западная (Thuja occidentalis Danica). Конусообразные фигуры привлекают внимание и эффектно выглядят как в одиночном расположении, так и в группах, прекрасно контрастируя с зелёными газонами.

Для оформления интерьера регулярных садов выбираются натуральные материалы, предпочтения отдаются мрамору, бронзе, ценным породам дерева. Дорожки чаще всего выполняются из мелкого гравия, а центральная ось мостится из натурального камня или плитки. В оформлении беседок и садовой мебели присутствуют растительные мотивы, запечатлённые в бронзе, стекле или дереве. Правильные линии, плавные переходы между геометрическими формами, уединённые зелёные зоны позволяют отдохнуть взгляду и уму. В регулярном саду все должно располагать к умиротворению и расслаблению, ограждать от сумбурности бытия и настраивать на размеренный ритм жизни.